Круглые даты дают хороший повод посмотреть вперед и оглянуться назад. Не углубляясь в подробности попытаюсь создать общую картину поэтапной эволюции школы.
В череде событий культурной жизни города, несомненно, историческим стал 1967 год — год образования детской художественной школы. Из города Уфы для ее организации были направлены выпускники Уфимского училища искусств Надежда и Владимир Курбатовы, Валерий Загубибатько.
Художественная школа, при полном отсутствии в городе, к ее открытию, профессиональных художников, становится центром развития изобразительного искусства в Стерлитамаке. Молодые художники, а это все преподаватели художественной школы, заряжены на творчество, на участие в выставках всех рангов. Огромное внимание уделяют они популяризации изобразительного искусства в своем городе, ежегодно устраивая до десятка городских выставок, как своих, так и учащихся. Через два года в городе появился первый в его истории член Союза художников СССР преподаватель ДХШ Владимир Мальцев. Именно с тех лет стало естественным, что все лучшие профессиональные художники города обязательно работают в ДХШ. Преподаватели Стерлитамакской ДХШ становятся элитой не только в городе, но и в республике, из них в разное время стали членами СХ СССР и России около 2-х десятков.
Этот факт стал основополагающим всей системы преподавания и идеологией Стерлитамакской художественной школы — педагог обязан творить. К середине 70-х годов в школе сложился коллектив талантливых и очень разнообразных в своем творчестве и мировоззрении художников-педагогов — Мальцев В .Р., Галковский А. И., Кузнецова В. Г., Н. В. и В. А. Курбатовы, Сафаралиев A. M., Костюков Н. П., Кочетков С .Г., Хакимова З. Г., Мустафина З. Р., а затем, с середины 70-х, вторая волна — Васильчук Ю .Д., Костюков Н. П., Гребнев А. С., Кузнецов М .И., Лисенков С. П., Кузнецов Д. П., Ковшов П. И., Хуснутдинов P. M., Кираев Р. Г., Вагаповы О. В и Н .Г., Набойщиков А.В., Махмутов С. М., Шиканов А. И., Солахов И. Э., Каштанов Ю. К., Бердникова Л. И., Нагаев P. P., Пименов А. С., Герасимов С. Н., Чистякова М. А., С.Р. и А.В.Курбатовы, Кузуб Е.А., Сергеева Н.С.). Этим людям Стерлитамак и обязан бурным ростом художественного образования, развитием изобразительной культуры, появлению целой плеяды талантливых, ибо уже во «второй волне» все они выпускники Стерлитамакской ДХШ. Так будет и далее. Второе тысячилетие ознаменовано новыми именами — сестры Ольга и Елена Литвиненко, Мухамедьярова Г.Т., Утякаева Г.Ф., Хайруллов Р.Ф., первые выпускники третьей ступени Урывская Е.И., Николаева А.И.
К этому времени школа прочно занимает лидирующее место среди ДХШ Башкортостана. Основной акцент ставится на развитие художественного образования детей как можно с более раннего возраста. Первые подготовительные группы в республике были открыты в 1969 году в Стерлитамаке. Вскоре само подготовительное отделение выделилось в отдельную самоокупаемую, так называемую, вечернюю школу, где занимались и взрослые. Появились двухгодичные спецкурсы по разным художественным специальностям (живописи — для подготовки в Сузы и ВУЗы, графики, резьбы по дереву, лаковой росписи и миниатюры, гобелена, батика, керамики, художника- оформителя и, наконец, компьютерной графики и дизайна). Выдавались свидетельства об окончании соответствующего спецкурса, которые очень котировались в нашем городе и помогали выпускникам наладить свою трудовую жизнь. Но это не решило полностью проблему художественного образования в городе, т.к. малышам требовалось не только давать знания по рисунку и живописи, а учить самому процессу творчества, восприятию и выражению мироздания изобразительными средствами. Взрослые же выпускники вечерней школы, работающие на предприятиях и в учреждениях города художниками-оформителями, тоже нуждались в специальной подготовке, а художественные училища, находящиеся в столицах и крупных городах, зачастую были недосягаемы для них.
В 1992 году вечернюю школу преобразовали в ДХШ №2 первой ступени, а бывшая художественная школа стала ДХШ №1 второй ступени.
Первая ступень стала самостоятельной школой, где была разработана уникальная программа и методика преподавания ИЗО для детей от семилетнего возраста с трехлетним сроком обучения. В ней ребятишки занимаются в основном композицией, которая особым способом заменяет для них и рисунок, и живопись, и графику. Есть и керамика, батик, роспись по дереву, история искусства и многое другое — все это призвано на данном этапе обучения развивать ребенка, помочь полюбить рисование, творчество, сделать его необходимым элементом мышления и одним из способов восприятия. То есть школа первой ступени «раскручивает» творческие способности ребенка и готовит его для дальнейшей учебы.
Во вторую ступень переводятся все, успешно закончившие первую и, естественно, очень желающие. Здесь занятия ведутся уже по программе обычной 4-х летней ДХШ, но с более повышенными требованиями, ведь за плечами учащихся 3 года творчества. Задачей второй ступени является углубленная подготовка учащихся для дальнейшего обучения в СУЗах и ВУЗах, здесь уже основной упор делается на натуру — натюрморт, гипс, живая натура, пленер.
До 2000 года роль третьей ступени выполняли двухгодичные спецкурсы (так называемые классы профориентации). В 2000 году при ДХШ №1 второй ступени открывается филиал Ижевского колледжа искусств при НОУ ВЮК, по специальности дизайн. С этих пор по окончании «третьей ступени» малыши, пришедшие в школу в семилетнем возрасте, отучившись 10-11 лет получают свидетельство об окончании школы первой ступени, свидетельство об окончании школы второй ступени и диплом о средне-специальном образовании художника-дизайнера. То есть ученик, придя в школу малышом, на протяжении всего обучения видит то, к чему он может стремиться, как идет обучение на разных этапах, посмотреть чем занимаются в колледже, а, побывав на выставке или в мастерской у своего педагога, увидеть чем дышат настоящие художники. Все можно спросить, потрогать, увидеть воочию, рядом. И сейчас у нас практически не случается потерь талантливых ребят. Если раньше кто-то не мог уехать учиться далеко от дома (обстоятельства бывают разные), не мог преодолеть конкурсные барьеры при поступлении в художественные учебные заведения, а рисование стало его потребностью, то он вынужден был искать непрофессиональную работу и всю жизнь чувствовать себя ущербным. Сейчас же, отлично окончившие две ступени нашей школы и по каким-либо причинам не поступившие в престижные ВУЗы или СУЗы, принимаются в колледж вне конкурса, то есть сейчас имеют возможность продолжить свое обучение все желающие, благо достаточно невысокая плата за обучение пока позволяет это сделать.
Для нормального обеспечения задуманного в школе имеются все возможности: достаточная площадь, около трех десятков учебных мастерских (до 50 кв.м. каждая), специализированные мастерские, хорошо оборудованные и оснащенные. Наш город гордится нашими результатами, мы ощущаем постоянную его помощь и поддержку. В «Программе сохранения и развитие культуры города Стерлитамака до 2010 года» детская художественная школа выделена отдельной строкой.
Педагогические кадры первоклассные — треть преподавателей члены союза художников, все преподаватели работают творчески, участвуют на выставках всех рангов от республиканских до международных.
И потому естественной кажется победа в 2006 году во Всероссийском конкурсе «Школы искусств достояние Российского государства», в результате чего наша школа вошла в число 100 лучших школ России.
Директор ДХШ № 1 Заслуженный работник культуры РФ и БАССР Владимир КУРБАТОВ.