Стерлитамакская детская художественная школа была открыта в 1967 году.

Для ее организации Министерство культуры Башкирии направили в Стерлитамак выпускников Уфимского училища искусств Владимира Курбатова.

Изобразительное искусство Башкирии начало стремительно развиваться с начала 60-х годов. В это время в Уфе появляется очень сильная и талантливая когорта молодых живописцев, таких как Борис Домашников, Алексей Кузнецов, Рашит Нурмухаметов, Александр Бурзянцев, Александр Пантелеев, Павел Салмасов, Федор Кащеев, Ситдикова и многих других. Именно в эти годы в Российской Федерации и в Башкирии начинается массовое открытие детских художественных школ. Стерлитамакская — стала третьей в республике. В Башкирии начинается Ренессанс изобразительного искусства.

В шестидесятые же годы город Стерлитамак становится городом «Большой химии” и стремительно развивается и в промышленном, и в социальном плане. Строятся огромные жилые массивы, Дворцы культуры и кинотеатры. Население города за короткий период времени удваивается за счет притока рабочей силы для химических гигантов. Тихая и размеренная жизнь провинциального города забурлила и рванулась вперед – начиналось перерождение Стерлитамака из тихого провинциального городка в бурлящий индустриальный город с совершенно новой и многообразной жизнью.

Именно поэтому художественная школа, при полном отсутствии в городе, к ее открытию, профессиональных художников, становится центром и основателем развития изобразительного искусства в Стерлитамаке. Молодые художники, а это все преподаватели художественной школы, заряжены на творчество, на участие в выставках всех рангов и направлений, огромное внимание уделяют популяризации изобразительного искусства в своем городе. Ежегодно устраивая до десятка городских выставок, как своих, так и учащихся. Через два года среди преподавателей школы появляются первые члены Союза художников СССР. Именно с тех лет стало естественным, что все лучшие профессиональные художники города обязательно работают в ДХШ. Преподаватели Стерлитамакской ДХШ становятся художественной элитой не только в городе, но и в республике, из них в разное время стали членами СХ СССР и России более 2-х десятков.

Этот факт стал основополагающим всей системы преподавания и идеологией Стерлитамакской художественной школы — педагог обязан творить.

К середине 70-х годов в школе сложился коллектив сильных, творческих и очень разнообразных в своем творчестве и мировоззрении художников-педагогов — Мальцев В.Р., Галковский А.И.,Кузнецова В.Г., Сафаралиев А.М., Костюков Н.П., Кочетков С.Г., Хакимова З.Г., Мустафина З.Р., Н.В. и В.А. Курбатовы. Затем с середины 70-х вторая волна — Васильчук Ю.Д., Кузнецов М.И., Гребнев А.С., Лисенков С.П., Барсукова Ю.А., Кузнецов Д.П., Ковшов П.И., Хуснутдинов Р.М., Кираев Р.Г., Махмутов С.М., Шиканов А.И., Солахов И.Э., Каштанов Ю.К., Бердникова Л.И., Нагаев Р.Р.. Именно этим людям Стерлитамак и обязан бурным ростом художественного образования, развитием изобразительной культуры, появлению целой плеяды талантливых профессиональных художников, ибо уже во «второй волне” все они — выпускники Стерлитамакской ДХШ, так будет и далее.

К этому же времени школа прочно занимает лидирующее место среди ДХШ Башкортостана.

Основное внимание уделяется развитию художественного образования детей с как можно более раннего возраста, ибо в те годы в ДХШ детям до 12 лет практически не уделялось серьезного внимания. Первые подготовительные группы в республике были открыты в 1969 году в Стерлитамаке. Сначала это были дети 10-11 лет и основной задачей их обучения являлась подготовка к обучению в ДХШ и поэтому их также обучали азам рисунка и живописи. В дальнейшем в подготовительные классы стали приниматься дети более младшего возраста и вскоре само подготовительное отделение выделилось в отдельную самоокупаемую так называемую вечернюю школу, где занимались и взрослые. А поскольку педагогический коллектив состоял из очень творческих художников, да к тому же не связанными никакими программами и методиками (т.к. их практически в то время и не существовало), то невольно начала развиваться и своя методика, и свой систем-ный подход, и свой взгляд на обучение малышей изобразительному искусству вообще, а взрослых учить не только рисовать и писать, но еще давать и оформительскую специальность, поскольку многие из них в то время были почти единственными художниками от которых зависело художественное оформление города, предприятий, магазинов, ресторанов и т.д..

Постепенно созрело понимание того, что обучение малышей необходимо полностью выделить в самостоятельный процесс, ибо у детей разного возраста и разное восприятие мира, разные способы самовыражения, видения натуры — от чего и появилась мысль об организации самостоятельной малышковой школы или школы первой ступени, где бы дети не столько подготовкой к следующей ступени обучения занимались, сколько учились самому процессу творчества, восприятию и выражению мироздания изобразительными средствами. То есть – каким образом передать в художественных материалах то, что видишь и ощущаешь. Появились двух и трехгодичные подготовительные группы.

В то же время, учащиеся вечерней школы, работающие после окончания школы довольно часто на предприятиях и в учреждениях города художниками-оформителями тоже нуждались в специальной подготовке, а художественные училища, находящиеся в разных там столицах и крупных городах, зачастую, по разным причинам были недосягаемыми для них. Появились в школе двухгодичные спецкурсы по разным художественным специальностям (живопись — для подготовки в ССУЗи и ВУЗы, графика, резьба по дереву, лаковая роспись и миниатюра, гобелен, батик, керамика, художник-оформитель и, наконец, компьютерная графика и дизайн). Выдавались свидетельств об окончании соответствующего спецкурса, которые очень даже котировались в нашем городе и помогали выпускникам наладить свою трудовую жизнь.

Таким образом, жизнь просто потребовала от школы обучать детей как можно с более малого возраста и к концу обучения дать желающим профессиональное художественное образование. Педагогические кадры первоклассные — почти половина преподавателей — члены Союза художников, все преподаватели работают творчески, участвуют на выставках всех рангов — от республиканских до международных. Есть среди них и живописцы, и графики, и дизайнеры, и скульпторы, и прикладники. Мы раньше всех в республике поняли ценность компьютерной графики. Работы учащихся школы имеют большое количество всевозможных наград, школа участвует буквально во всех известных ей конкурсах и с большим успехом. Стерлитамакская ДХШ уже не одно десятилетие занимает лидирующее положение в Башкортостане.

И в 1992 году появилась такая возможность. Вечернюю художественную школу преобразовали в ДХШ №2 первой ступени, а бывшая художественная школа стала ДХШ №1 второй ступени. Первая ступень стала самостоятельной школой, где была разработана уникальная программа и методика преподавания ИЗО для детей с семилетнего возраста с трехлетним сроком обучения. В ней ребятишки занимаются в основном композицией, которая особым способом заменяет для них и рисунок и живопись и графику, есть и керамика и батик и роспись по дереву и история искусства и многое еще — все это призвано на данном этапе обучения развивать творческий потенциал ребенка, помочь полюбить рисование, сделать необходимым элементом его мышления и одним из способов восприятия. То есть — школа первой ступени раскручивает творческие способности ребенка и готовит его для дальнейшей профессиональной, иногда очень трудной, учебе.

Во вторую ступень переводятся все, успешно закончившие первую и, естественно очень желающие. Здесь занятия ведутся уже по программе обычной 4-х летней ДХШ, но, естественно, с более повышенными требованиями, ведь за плечами учащихся 3 года творческой подготовки — они не боятся больших форматов, свободно владеют всеми основными художественными материалами и техниками, основами композиции и, главное, они любят рисовать и не скованы. Так, что задачей второй ступени является углубленная подготовка учащихся для дальнейшего обучения в ССУЗах и ВУЗах, здесь уже основной упор делается на натуру — натюрморт, гипс, живая натура, пленер.

До 2000 года роль третьей ступени выполняли двухгодичные спецкурсы , так называемыеклассы профориентации. В 2000 году при ДХШ №1 второй ступени отрывается филиал Ижевского колледжа искусств на коммерческой основе, по специальности дизайн. С этих пор по окончании «третьей ступени” малыши, пришедшие в школу в семилетнем возрасте, отучившись 10-11 лет, получают свидетельство об окончании школы первой ступени, свидетельство об окончании школы второй ступени, и диплом о средне-специальном образовании по специальности художник-дизайнер. То есть придя в школу малышом он на протяжении всего обучения может видеть то, к чему он может стремиться, как идет обучение на разных этапах, посмотреть как и чем занимаются в колледже, а побывав на выставке или в мастерской у своего педагога — чем дышат настоящие художники. Все можно спросить, потрогать, увидеть воочию, рядом. И сейчас у нас практически не случается потерь талантливых ребят. Если раньше кто-то не мог уехать учиться далеко от дома (обстоятельства бывают разные), не мог преодолеть конкурсные барьеры при поступлении в художественные учебные заведения (зачастую даже самые лучшие), а рисование стало его потребностью, то раньше он вынужден был искать не профессиональную работу и всю жизнь чувствовать себя ущербным, то сейчас, отлично окончившие две ступени нашей школы, и по каким-либо причинам, не поступившие в престижные ВУЗы или ССУЗы, принимаются в колледж вне конкурса, то есть сейчас имеют возможность продолжить свое обучение все желающие, благо достаточно невысокая оплата за обучение пока позволяет это сделать. В 2010 году исполнится 10 лет, как в Стерлитамаке открылся Калледж искусств.

Для нормального обеспечения задуманного в школе имеются все возможности. Достаточная площадь, около трех десятков учебных мастерских ( до 50 кв.м. каждая), специализированные мастерские, полностью оборудованные и оснащенные. В компьютерном классе — десяток компьютеров, объединенных в сеть, сканеры, принтеры (струйные, широкоформатные, цветные лазерные и т.д.. Класс графики с офортным станком. Мастерская по деревообработке и резьбе по дереву оснащена циркулярной пилой, электрорубанком, токарным станком, сверлильным и , фрезерным, шлифовальным и пр.. В классе истории искусства большой телевизор, DVD и SD плееры, большое количество видеоматериала и книг по теории и истории ИЗО, постоянно проводятся подписки на все журналы по искусству. Прекрасные классы для работы с войлоком, батиком, гобеленом. Мастерская по проектированию и макетированию. В классе керамики сложена большая печь для обжига, есть большой компрессор, приобретаются глина, шамот, глазури и краски для керамики. Мастерские для живописи (их двадцать) просторные, с хорошим светом, оснащены мольбертами для рисунка и станковыми. Имеется богатый натюрмортный фонд. Методический фонд насчитывает более десяти тысяч работ. Имеется хорошая коллекция живописных и графических работ ведущих художников Башкирии. В коридорах и рекреациях школы развешены работы учащихся школы по живописи, рисунку и композиции разных лет, которые являются методической основой обучения учащихся и наглядной, почти сорокалетней историей школы.

Директор: Курбатов Владимир Александрович – является ее основателем и бессменным директором с 1 августа 1967 года. Воплотил в жизнь идею непрерывного трехступенного художественного образования, в результате чего в Стерлитамаке создан законченный цикл обучения профессиональных художников. Собрал вокруг школы профессиональных художников, создав в Стерлитамаке мощную художественную среду. Участник с 1968 года многих международных, всесоюзных, зональных и республиканских выставок. Оформил в книжном издательстве Башкортостана более 50-ти книг. С первых же дней добивался открытия в городе выставочного зала. Четыре десятилетии был практически главным художником города – оформлял все основные городские праздники, работал в худсоветах города, из года в год оформлял центральную городскую елку. Школа стала победителем Всероссийского конкурса «Детские школы искусств – достояние Российского государства» и вошла в число ста лучших школ искусств России. Включена в Федеральный Рееср «Всероссийская книга почета» и получила свидетельство №0002969.

Заслуженный работник культуры РФ и БАССР.

Почетный член Академии искусств Города Пиза (Италия).

Член корреспондент Международной Академии общественных наук.

Лауреат премии им. А.Кузнецова РБ.

Связанные изображения: