В 2007 году Стерлитамакская детская художественная школа отмечает 40-летие своего основания. И в этом же году, словно по заказу, она преподнесла себе к юбилею роскошный подарок – стала победительницей Всероссийского конкурса в издательском проекте «Детские школы искусств — достояние Российского государства». Солидное жюри определило сто лучших школ искусств нашей страны. Примечательно, что из Башкортостана в этот список попали лишь три детских школы.
К этому событию школа пришла слаженной и творческой работой всего педагогического коллектива во главе с основателем и бессменным директором школы Владимиром Александровичем Курбатовым. За четыре десятилетия школа выпустила более двух тысяч учеников, часть из которых после окончания специализированных училищ и институтов вернулись в родную школу и стали успешно преподавать. Благодаря этой огромной гвардии выпускников в Стерлитамаке появились свои дипломированные живописцы, графики, оформители, дизайнеры.
Сегодня в это сложно поверить, но вплоть до конца 60-х годов в Стерлитамаке совсем не было профессиональных художников. Поэтому 1967 год можно смело считать революционным для изобразительного искусства города, ведь именно тогда здесь открылась детская художественная школа. Инициаторами ее создания были новоиспеченные выпускники Уфимского училища искусств молодые супруги Владимир и Надежда Курбатовы и Валерий Загубибатько, приехавшие сюда по целевому направлению Министерства культуры БАССР. Кстати, Курбатов и Загубибатько вместе еще до училища занимались в художественной студии ДК «Сода», которой руководил художник-фронтовик Петр Александрович Кутняков. Ему Курбатов и по сей день безмерно благодарен за привитые любовь и уважение к изобразительному искусству.
Начинающим педагогам на новом месте по сути пришлось начинать с нуля. Однако трудности их не пугали. Они были молоды и полны желания работать. Первый набор учащихся проходил в ДК «Сода». Желающих попытать счастья ребятишек оказалось 55 человек. Приютить их согласилась детская музыкальная школа № 2, которая и сама пребывала в стесненных условиях.
Ну, а потом началась бесконечная череда переездов. Куда только школу не кидало: из подвала – в мансарду, оттуда в бойлерную… В общей сложности ДХШ пережила восемь (!) переездов, кочевали как цыгане со своими пожитками. Сколько было переломано немудрящей мебели, перебито гипсов. За всем этим разношерстным хозяйством следила бессменный завхоз Х.Х.Яушева. Для удобства и дети, и педагоги называли ее тетя Рая, а еще чаще мама Рая. Всегда внимательная, требовательная, аккуратная, она была правой рукой директора.
В 1968 году в школу пришли новые педагоги-художники Владимир Мальцев и Александр Галковский, закончившие художественно-графический факультет Смоленского пединститута. И тогда же по направлению, которого добивались В.А.Курбатов и заведующая городским отделом культуры Н.Д.Курбатова, в Стерлитамак переехала В.Г.Кузнецова. Владимир Александрович, собирая своих друзей-единомышленников, делал ставку на их профессионализм и педагогический потенциал. На это у талантливого художника-графика, окончившего Московский полиграфический институт, заслуженного работника культуры РФ и РБ особое чутье.
Практически сразу же педагоги художественной школы стали принимать активное участие в городских, республиканских, зональных и всероссийских выставках; их проводилось не менее восьми в год. Самая первая республиканская состоялась в 1968 году и проходила в музее им. М.В.Нестерова, а на всероссийскую стерлитамакские художники вышли уже спустя пять лет, в 1973-м.
Первым членом Союза художников СССР стал Владимир Родионович Мальцев, необычайно веселый человек, мастер на розыгрыши. А еще он хорошо пел и играл на гитаре, с которой никогда не расставался. Так он и ходил по улице: на одном плече — этюдник, на другом — гитара.
Художественная школа с первых дней своего существования стала центром художественной жизни города. Здесь были собраны лучшие творческие силы города. Это был, по сути, союз художников Стерлитамака. На любой городской выставке были представлены работы в основном преподавателей ДХШ. А кто помогал городу в художественном оформлении праздников и торжеств? Педагоги школы. Кто готовил и продолжает готовить новогодние елки? Опять же педагоги.
Эти старания не оставались незамеченными администрацией города. Для художников были построены новые мастерские по ул.Щербакова, 4. Курировал этот вопрос главный архитектор города Юрий Андреевич Подрядов – давний и настоящий друг стерлитамакской художки. А 1979 год запомнился тем, что городская администрация «подарила» школе целое двухэтажное здание по ул.Мира, 21. Еще одним нашим надежным другом был местный скульптор, автор памятника «Воину-освободителю», установленного в 1967 г. у Вечного огня, М.П.Шабалтин. Именно он посоветовал мне в свое время пойти учиться в художественную школу. Очень тепло, по-отечески Михаил Павлович отозвался о педагогах ДХШ, называя их просто по именам – Володя, Надя Курбатовы, Валя Кузнецова, Сережа Кочетков.
Центром притяжения и общения в школе были две удивительно обаятельные женщины – Надежда Васильевна Курбатова и Валентина Георгиевна Кузнецова. Помню в один из своих переездов школа осела в двухэтажном здании по ул.Советской, 4 «а». Площадей там для нас отвели немного. Помимо классов для занятий были только комнатка секретаря и огромная учительская. Даже директор до 1979 года не имел своего кабинета. В учительской стояли два стола и теннисный стол, где в перерывах могли размяться педагоги.
Еще одну крохотную комнатушку размером полтора на два метра отдали Валентине Кузнецовой под мастерскую. С детства Валя увлекалась керамикой. И вот в этом жалком закутке будущий художник-керамист с мировым именем делала свои первые шаги в большое искусство. В ее кабинетике всегда было шумно и многолюдно. То и дело заходили друзья (а их у Вали было полгорода), педагоги. Пили чай, говорили об искусстве, кто-то позировал. Разговоры вели разнообразные, интересные. Но, кстати, замечу, что бытовухи почти не касались, говорили все больше о высоком, прекрасном. Вообще романтический подъем в школе был необычайно высок. Увы, сегодня об искусстве педагоги говорят реже, да и то как-то деловито и прозаично.
Яркая индивидуальность Кузнецовой проявлялась не только в творчестве, но и в умении слушать и слышать собеседника. С 1983 года Валентина Георгиевна член Союза художников СССР, ныне живет и работает в Москве.
Редким по душевной красоте человеком был Альмет Мирзоевич Сафаралиев. Художник-акварелист и педагог пользовался огромным авторитетом среди учеников и коллег. Вот уж кто, действительно, был человеком не от мира сего. Очень любил жену, двух дочерей, ради них работал и зарабатывал. А во что был одет сам не имело для него никакого значения. Не раздет, не разут, ну и слава богу! Он мог часами говорить об искусстве, выставках, художниках, с которыми был знаком лично (в их числе, кстати, были ведущие художники-акварелисты СССР), о своих творческих поездках, во время которых много фотографировал и делал слайды. Часто выступал с лекциями перед вечерниками (он работал, в основном, в вечерней школе). Темпераментный южанин Альмет Мирзоевич был на редкость интеллигентным человеком. К сожалению, он рано ушел из жизни, но остались его ученики. И один из них Сергей Николаевич Герасимов — живописец-акварелист, педагог ДХШ № 2 первой ступени, член Союза художников РФ.
На вечернем отделении работал еще один замечательный художник М.И.Кузнецов, член Союза художников СССР с 1985 года, как и Сафаралиев. В 1989 году Михаил Кузнецов уехал в Казань, но связь со Стерлитамаком не прерывает. Молодые годы, прожитые здесь, забыть невозможно. В 2000 г. в нашем городе проходила его персональная выставка. Работая в основном в технике гуаши и акварели, он вкладывает в свои работы столько радостного восприятия жизни, что зритель чувствует себя очарованным.
Позволю себе вернуться в 1979 г. В этом году наступил предпоследний переезд. Школе после капитального ремонта было отдано в ее полное распоряжение двухэтажный дом, постройки 19-го века, по ул.Мира, 21. Здесь с 1979 и по 2000 год был прожит самый замечательный и длинный отрезок времени. Здесь сложился стабильный и сильный педагогический коллектив. Пришли молодые, талантливые педагоги, окончившие различные художественные училища, и в основном, бывшие ученики ДХШ: Сергей Лебедянцев, Рафаэль Кираев, Александр Шиканов, Людмила Бердникова, Юрий Каштанов, Елена Дижечко и Раис Хуснутдинов, единственный из перечисленных, кто не учился в нашей школе. Произошла естественная смена поколений. Она внесла с собой новую живую струю. Увы, она уже не источала тот романтический дух, которым жила школа в первые годы. Но это и не удивительно. Изменилось время, оно стало более жестким, и как следствие изменился подход к творчеству, он получился более трезвым и прагматичным.
Город жил насыщенной жизнью и ему требовались художники-оформители. Школа пошла навстречу. Была набрана группа будущих оформителей. Кроме традиционных дисциплин появились новые предметы. Об особенностях шрифтов, плаката, основах графического дизайна рассказывал В.А.Курбатов, основы архитектуры вел талантливый архитектор В.Максимов, материаловедение читали А.И.Шиканов, Р.М.Хуснутдинов. Все это было, как нельзя, кстати. Интерьеры школы нуждались в декоративном оформлении. Постепенно она украшалась резьбой и росписью по дереву, на окнах появились витражи. Вместо традиционного унылого умывальника был установлен декоративный фонтанчик. На первом этаже открыли минивыставочный зал с постоянно меняющейся экспозицией из лучших работ учеников. Методический фонд к тому времени был уже солидным и всегда имелся выбор. На втором этаже размещались картины ведущих уфимских художников. Одним словом, школа преобразилась.
Хочется отметить, что с самого начала в школе установилась демократичная форма правления. Ни директор, ни завуч никогда не контролировали педагогов и не дергали их по пустякам. Все разговоры происходили на просмотрах: зимних и летних. Все недостатки, недочеты высказывались прямо и открыто. И это действовало и действует лучше всего. Выработалась самодисциплина. Все педагоги работают замечательно, но есть те, на которых все же равняются. Прежде всего, это Алексей Семенович Гребнев, Сергей Николаевич Лебедянцев, Раис Миниянович Хуснутдинов. А.С.Гребнев – выпускник Казанского художественного училища, редкий живописец, заслуженный работник культуры РБ, член Союза художников России с 1988 года. Можно только удивляться тому, как учит этот педагог. Очень сдержанный, скупой на слова и эмоции, однако во время просмотров более половины работ его учеников отбирается в методический фонд. Объясняет четко и ясно, а до кого слова не доходят – садится за мольберт ученика и показывает предметно. Вот как вспоминает о своем любимом учителе бывшая его ученица, позже педагог ДХШе Лена Дижечко: «Положит только несколько мазков и все оживает. И сразу становится понятно, как надо вести работу дальше».
Невозможно обойти молчанием и Сергея Николаевича Лебедянцева. Бог щедро наградил его талантом и Лебедянцев использует этот дар на полную катушку. Бывший ученик ДХШ (учился у Николая Петровича Костюкова) после окончания Краснотурьинского художественного училища с начала 80-х годов работает в родной школе. Художник-живописец, а теперь еще и график, Сергей никогда не лез из кожи вон, чтобы добиться признания. Он просто фанатично любил свое дело. Однако хочу подчеркнуть, что он любит искусство в себе, а не наоборот. Заметно помогли ему в плане роста творческие дачи, где он работал с большим упоением, а признание пришло уже само собой. С 1988 года Лебедянцев — член Союза художников России.
В школе работали еще два Сергея – Сергей Петрович Лисенков и Сергей Геннадьевич Кочетков. Лисенков был красивым и добрым человеком, к тому же с замечательным чувством юмора. Помнится, как однажды, он взял тетрадь и ручку, в девять часов утра встал у входа в школу и начал отмечать опоздавших педагогов в своей потешной манере. Все посмеялись и вроде забыли. Однако на ус себе намотали и опоздания почти прекратились. Позже он перебрался в Уфу и работал вплоть до смерти в ДХШ № 1 им.А.Кузнецова.
Художник-акварелист Сергей Кочетков, также член Союза художников России, в 1988 году создал группу акварелистов с поэтическим названием «Радуга». Его подопечные многому у него научились. Его работы, особенно пейзажи, выполненные на высоком профессиональном уровне, поражают своей романтической одухотворенностью и элегическим настроением. В группу «Радуга» вошли педагоги ДХШ З.Г.Хакимова, Ю.К.Каштанов, Ольга и Елена Литвиненко, одна из учениц первых наборов Р.Ахтареева, Л.Стерехова и педагог ДХШ № 1 второй ступени С.Н.Герасимов. После смерти С.Г.Кочеткова именно Герасимов возглавил группу. Ежегодно «Радуга» устраивает различные выставки, и принять участие в этой команде может любой художник, получивший одобрение выставкома.
Педагоги ДХШ уже давно вышли на международную арену искусства. В 1988 году художники В.А.Курбатов, А.И.Шиканов, А.С.Гребнев и Н.Г.Вагапов приняли участие в Биеннале, проходившей в Пизанской академии искусств и стали ее почетными членами. В 2000 г. восемь педагогов ДХШ стали участниками выставки «Художники Урала в США». Жаль, конечно, что сами художники в этих странах не побывали, а только лишь их работы, но все равно приятно.
Что же касается учеников, то всевозможных наград, которые они завоевали на международных выставках, не говоря уже о конкурсах внутри страны, столько, что только на их перечисление понадобилась бы отдельная книга. Наиболее значимые из них выставлены на стендах в рекриациях школы. Историю ДХШ можно проследить и по фотографиям, которые делает директор В.А.Курбатов. Снимков наберется на несколько альбомов. Владимир Александрович фиксирует все, что связано с его любимым детищем. Это и ежегодные группы выпускников, фотографии с торжеств и юбилеев.
Безусловно, успехи учеников не оказались бы столь значительными без соответствующей работы подготовительной школы. Теперь это самостоятельное учебное заведение со своим штатом и отдельным помещением. В 1969 г. были созданы подготовительные группы на базе вечернего отделения. В 1992 г. школа отпочковалась и стала называться ДХШ № 2 первой ступени. Ее возглавила с нулевой отметки Надежда Васильевна Курбатова, художник-график, замечательный мастер монотипии. Ее камерные, поэтичные работы украшали многие выставки, включая зональные и всесоюзные.
К тому же Надежда Васильевна обладает недюжинными организаторскими способностями. Ею был создан крепкий и слаженный коллектив. В школе в основном преподают композицию, графику, керамику и историю искусств. Поначалу организовали только годичное обучение. Однако, время показало, что этого явно недостаточно. В школу берут детей с восьми лет и учат их три года. Дети постарше учатся, правда, только один год, чтобы вовремя закончить ДХШ № 1 второй степени. Как педагог Н.В.Курбатова уже давно применяет новую методику в композиции. Она отменила четвертинки листа и предлагает детям рисовать на половинке и даже на целом листе ватмана. На таком формате есть где развернуться. Дети в результате работают с огромным удовольствием, большими кистями, акварелью, гуашью. Их работы яркие, сочные, жизнерадостные. А у педагога нет плохих учеников, они у нее все одаренные.
Школа давно принимает участие в городских, республиканских и международных выставках. Ежегодно в Уфе, в Черниковке, в ДХШ № 1 проходит конкурс под названием «Котовасия» и всякий раз стерлитамакская художественная школа привозит кучу призовых мест. Дети со своими работами приняли участие в международных выставках в Польше под эгидой «Ребенок и собака», в Минске, Белгороде, Сочи…
В конце 90-х годов назрела необходимость создания школы третьей ступени, а проще говоря, открытия во втором по величине городе республики художественного училища. Директор ДХШ № 1 В.А.Курбатов буквально загорелся этой идеей. А уж, если он что-то надумал, значит, обязательно осуществит. Кстати, идея эта возникла не на пустом месте. Город рос и нуждался в профессиональных художниках-оформителях и дизайнерах. Художественное училище можно было открыть на базе ДХШ и сделать его филиалом Уфимского училища искусств. Кадры были замечательные, городская администрация шла навстречу, а вот Министерство культуры начинание не поддержало. Тогда Курбатов решил пойти ва-банк.
Весной 1988 года сразу после защиты дипломов, Владимир Александрович собрал работы с просмотра за первое полугодие 4 класса педагогов А.С.Гребнева, С.Н.Лебедянцева, своих учеников, и все трое педагогов, прихватив с собой учащихся и их родителей, отправились в Уфу. Там они устроили выставку в ДХШ № 1 им.А.Кузнецова, на которую пригласили чиновников из Министерства культуры, ведущего искусствоведа Ирину Оськину, профессора художественно-графического факультета академии искусств Эрнста Саитова, директора училища искусств, председателя Союза художников РБ Н.Калинушкина и других. Выставка поразила всех, доказав, что в Стерлитамаке есть художники, которые могут работать и в училище. Но как говорится, выше головы не прыгнешь, чиновники были неумолимы. Домой возвращались в подавленном настроении.
Однако Курбатов сдаваться не собирался. В школе открыли спецкурс — прообраз школы третьей ступени. А еще через какое-то время в городе появился Стерлитамакский филиал Ижевского колледжа искусств. Это произошло в 2000 г. Поначалу было трудно: не хватало кабинетов, почти не было компьютеров, но ни один студент не бросил колледж. Курбатов взял руководство колледжем на себя, пообещав, что у студентов будет все. И слово свое сдержал. Теперь ДХШ № 1 и колледж искусств расположились в трех корпусах бывшего детского сада. Классы, аудитории и кабинеты отделываются благородными материалами по европейским стандартам и по собственному дизайну.
Состоялось пять выпусков и что примечательно, все выпускники востребованы. Они работают в различных фирмах, занимаются частными заказами. Студенты изучают графический дизайн, дизайн среды малых форм, дизайн интерьера. Преподавание по графическому дизайну осуществляют В.А.Курбатов и А.В.Набойщиков. Кроме этого, учащиеся изучают такой предмет, как перспектива, ее ведет очень требовательная и отлично знающая предмет Татьяна Викторовна Шмелькова, печатную графику — Александр Ильич Шиканов и т.д.
Стерлитамакский колледж искусств зарекомендовал себя с самой наилучшей стороны. Обучение ведется на таком высоком уровне, что семь выпускников 2007 года поступили в Ижевский университет на факультет рекламы сразу на третий курс. А двое выпускников Евгения Шмидт и Николай Легчатов были приглашены работать в колледж педагогами. Связь времен не прерывается, а история стерлитамакской художественной школы продолжается.
Юлия БАРСУКОВА, искусствовед
В 2007 году Стерлитамакская детская художественная школа отмечает 40-летие своего основания. И в этом же году, словно по заказу, она преподнесла себе к юбилею роскошный подарок – стала победительницей Всероссийского конкурса в издательском проекте «Детские школы искусств — достояние Российского государства». Солидное жюри определило сто лучших школ искусств нашей страны. Примечательно, что из Башкортостана в этот список попали лишь три детских школы.
К этому событию школа пришла слаженной и творческой работой всего педагогического коллектива во главе с основателем и бессменным директором школы Владимиром Александровичем Курбатовым. За четыре десятилетия школа выпустила более двух тысяч учеников, часть из которых после окончания специализированных училищ и институтов вернулись в родную школу и стали успешно преподавать. Благодаря этой огромной гвардии выпускников в Стерлитамаке появились свои дипломированные живописцы, графики, оформители, дизайнеры.
Сегодня в это сложно поверить, но вплоть до конца 60-х годов в Стерлитамаке совсем не было профессиональных художников. Поэтому 1967 год можно смело считать революционным для изобразительного искусства города, ведь именно тогда здесь открылась детская художественная школа. Инициаторами ее создания были новоиспеченные выпускники Уфимского училища искусств молодые супруги Владимир и Надежда Курбатовы и Валерий Загубибатько, приехавшие сюда по целевому направлению Министерства культуры БАССР. Кстати, Курбатов и Загубибатько вместе еще до училища занимались в художественной студии ДК «Сода», которой руководил художник-фронтовик Петр Александрович Кутняков. Ему Курбатов и по сей день безмерно благодарен за привитые любовь и уважение к изобразительному искусству.
Начинающим педагогам на новом месте по сути пришлось начинать с нуля. Однако трудности их не пугали. Они были молоды и полны желания работать. Первый набор учащихся проходил в ДК «Сода». Желающих попытать счастья ребятишек оказалось 55 человек. Приютить их согласилась детская музыкальная школа № 2, которая и сама пребывала в стесненных условиях.
Ну, а потом началась бесконечная череда переездов. Куда только школу не кидало: из подвала – в мансарду, оттуда в бойлерную… В общей сложности ДХШ пережила восемь (!) переездов, кочевали как цыгане со своими пожитками. Сколько было переломано немудрящей мебели, перебито гипсов. За всем этим разношерстным хозяйством следила бессменный завхоз Х.Х.Яушева. Для удобства и дети, и педагоги называли ее тетя Рая, а еще чаще мама Рая. Всегда внимательная, требовательная, аккуратная, она была правой рукой директора.
В 1968 году в школу пришли новые педагоги-художники Владимир Мальцев и Александр Галковский, закончившие художественно-графический факультет Смоленского пединститута. И тогда же по направлению, которого добивались В.А.Курбатов и заведующая городским отделом культуры Н.Д.Курбатова, в Стерлитамак переехала В.Г.Кузнецова. Владимир Александрович, собирая своих друзей-единомышленников, делал ставку на их профессионализм и педагогический потенциал. На это у талантливого художника-графика, окончившего Московский полиграфический институт, заслуженного работника культуры РФ и РБ особое чутье.
Практически сразу же педагоги художественной школы стали принимать активное участие в городских, республиканских, зональных и всероссийских выставках; их проводилось не менее восьми в год. Самая первая республиканская состоялась в 1968 году и проходила в музее им. М.В.Нестерова, а на всероссийскую стерлитамакские художники вышли уже спустя пять лет, в 1973-м.
Первым членом Союза художников СССР стал Владимир Родионович Мальцев, необычайно веселый человек, мастер на розыгрыши. А еще он хорошо пел и играл на гитаре, с которой никогда не расставался. Так он и ходил по улице: на одном плече — этюдник, на другом — гитара.
Художественная школа с первых дней своего существования стала центром художественной жизни города. Здесь были собраны лучшие творческие силы города. Это был, по сути, союз художников Стерлитамака. На любой городской выставке были представлены работы в основном преподавателей ДХШ. А кто помогал городу в художественном оформлении праздников и торжеств? Педагоги школы. Кто готовил и продолжает готовить новогодние елки? Опять же педагоги.
Эти старания не оставались незамеченными администрацией города. Для художников были построены новые мастерские по ул.Щербакова, 4. Курировал этот вопрос главный архитектор города Юрий Андреевич Подрядов – давний и настоящий друг стерлитамакской художки. А 1979 год запомнился тем, что городская администрация «подарила» школе целое двухэтажное здание по ул.Мира, 21. Еще одним нашим надежным другом был местный скульптор, автор памятника «Воину-освободителю», установленного в 1967 г. у Вечного огня, М.П.Шабалтин. Именно он посоветовал мне в свое время пойти учиться в художественную школу. Очень тепло, по-отечески Михаил Павлович отозвался о педагогах ДХШ, называя их просто по именам – Володя, Надя Курбатовы, Валя Кузнецова, Сережа Кочетков.
Центром притяжения и общения в школе были две удивительно обаятельные женщины – Надежда Васильевна Курбатова и Валентина Георгиевна Кузнецова. Помню в один из своих переездов школа осела в двухэтажном здании по ул.Советской, 4 «а». Площадей там для нас отвели немного. Помимо классов для занятий были только комнатка секретаря и огромная учительская. Даже директор до 1979 года не имел своего кабинета. В учительской стояли два стола и теннисный стол, где в перерывах могли размяться педагоги.
Еще одну крохотную комнатушку размером полтора на два метра отдали Валентине Кузнецовой под мастерскую. С детства Валя увлекалась керамикой. И вот в этом жалком закутке будущий художник-керамист с мировым именем делала свои первые шаги в большое искусство. В ее кабинетике всегда было шумно и многолюдно. То и дело заходили друзья (а их у Вали было полгорода), педагоги. Пили чай, говорили об искусстве, кто-то позировал. Разговоры вели разнообразные, интересные. Но, кстати, замечу, что бытовухи почти не касались, говорили все больше о высоком, прекрасном. Вообще романтический подъем в школе был необычайно высок. Увы, сегодня об искусстве педагоги говорят реже, да и то как-то деловито и прозаично.
Яркая индивидуальность Кузнецовой проявлялась не только в творчестве, но и в умении слушать и слышать собеседника. С 1983 года Валентина Георгиевна член Союза художников СССР, ныне живет и работает в Москве.
Редким по душевной красоте человеком был Альмет Мирзоевич Сафаралиев. Художник-акварелист и педагог пользовался огромным авторитетом среди учеников и коллег. Вот уж кто, действительно, был человеком не от мира сего. Очень любил жену, двух дочерей, ради них работал и зарабатывал. А во что был одет сам не имело для него никакого значения. Не раздет, не разут, ну и слава богу! Он мог часами говорить об искусстве, выставках, художниках, с которыми был знаком лично (в их числе, кстати, были ведущие художники-акварелисты СССР), о своих творческих поездках, во время которых много фотографировал и делал слайды. Часто выступал с лекциями перед вечерниками (он работал, в основном, в вечерней школе). Темпераментный южанин Альмет Мирзоевич был на редкость интеллигентным человеком. К сожалению, он рано ушел из жизни, но остались его ученики. И один из них Сергей Николаевич Герасимов — живописец-акварелист, педагог ДХШ № 2 первой ступени, член Союза художников РФ.
На вечернем отделении работал еще один замечательный художник М.И.Кузнецов, член Союза художников СССР с 1985 года, как и Сафаралиев. В 1989 году Михаил Кузнецов уехал в Казань, но связь со Стерлитамаком не прерывает. Молодые годы, прожитые здесь, забыть невозможно. В 2000 г. в нашем городе проходила его персональная выставка. Работая в основном в технике гуаши и акварели, он вкладывает в свои работы столько радостного восприятия жизни, что зритель чувствует себя очарованным.
Позволю себе вернуться в 1979 г. В этом году наступил предпоследний переезд. Школе после капитального ремонта было отдано в ее полное распоряжение двухэтажный дом, постройки 19-го века, по ул.Мира, 21. Здесь с 1979 и по 2000 год был прожит самый замечательный и длинный отрезок времени. Здесь сложился стабильный и сильный педагогический коллектив. Пришли молодые, талантливые педагоги, окончившие различные художественные училища, и в основном, бывшие ученики ДХШ: Сергей Лебедянцев, Рафаэль Кираев, Александр Шиканов, Людмила Бердникова, Юрий Каштанов, Елена Дижечко и Раис Хуснутдинов, единственный из перечисленных, кто не учился в нашей школе. Произошла естественная смена поколений. Она внесла с собой новую живую струю. Увы, она уже не источала тот романтический дух, которым жила школа в первые годы. Но это и не удивительно. Изменилось время, оно стало более жестким, и как следствие изменился подход к творчеству, он получился более трезвым и прагматичным.
Город жил насыщенной жизнью и ему требовались художники-оформители. Школа пошла навстречу. Была набрана группа будущих оформителей. Кроме традиционных дисциплин появились новые предметы. Об особенностях шрифтов, плаката, основах графического дизайна рассказывал В.А.Курбатов, основы архитектуры вел талантливый архитектор В.Максимов, материаловедение читали А.И.Шиканов, Р.М.Хуснутдинов. Все это было, как нельзя, кстати. Интерьеры школы нуждались в декоративном оформлении. Постепенно она украшалась резьбой и росписью по дереву, на окнах появились витражи. Вместо традиционного унылого умывальника был установлен декоративный фонтанчик. На первом этаже открыли минивыставочный зал с постоянно меняющейся экспозицией из лучших работ учеников. Методический фонд к тому времени был уже солидным и всегда имелся выбор. На втором этаже размещались картины ведущих уфимских художников. Одним словом, школа преобразилась.
Хочется отметить, что с самого начала в школе установилась демократичная форма правления. Ни директор, ни завуч никогда не контролировали педагогов и не дергали их по пустякам. Все разговоры происходили на просмотрах: зимних и летних. Все недостатки, недочеты высказывались прямо и открыто. И это действовало и действует лучше всего. Выработалась самодисциплина. Все педагоги работают замечательно, но есть те, на которых все же равняются. Прежде всего, это Алексей Семенович Гребнев, Сергей Николаевич Лебедянцев, Раис Миниянович Хуснутдинов. А.С.Гребнев – выпускник Казанского художественного училища, редкий живописец, заслуженный работник культуры РБ, член Союза художников России с 1988 года. Можно только удивляться тому, как учит этот педагог. Очень сдержанный, скупой на слова и эмоции, однако во время просмотров более половины работ его учеников отбирается в методический фонд. Объясняет четко и ясно, а до кого слова не доходят – садится за мольберт ученика и показывает предметно. Вот как вспоминает о своем любимом учителе бывшая его ученица, позже педагог ДХШе Лена Дижечко: «Положит только несколько мазков и все оживает. И сразу становится понятно, как надо вести работу дальше».
Невозможно обойти молчанием и Сергея Николаевича Лебедянцева. Бог щедро наградил его талантом и Лебедянцев использует этот дар на полную катушку. Бывший ученик ДХШ (учился у Николая Петровича Костюкова) после окончания Краснотурьинского художественного училища с начала 80-х годов работает в родной школе. Художник-живописец, а теперь еще и график, Сергей никогда не лез из кожи вон, чтобы добиться признания. Он просто фанатично любил свое дело. Однако хочу подчеркнуть, что он любит искусство в себе, а не наоборот. Заметно помогли ему в плане роста творческие дачи, где он работал с большим упоением, а признание пришло уже само собой. С 1988 года Лебедянцев — член Союза художников России.
В школе работали еще два Сергея – Сергей Петрович Лисенков и Сергей Геннадьевич Кочетков. Лисенков был красивым и добрым человеком, к тому же с замечательным чувством юмора. Помнится, как однажды, он взял тетрадь и ручку, в девять часов утра встал у входа в школу и начал отмечать опоздавших педагогов в своей потешной манере. Все посмеялись и вроде забыли. Однако на ус себе намотали и опоздания почти прекратились. Позже он перебрался в Уфу и работал вплоть до смерти в ДХШ № 1 им.А.Кузнецова.
Художник-акварелист Сергей Кочетков, также член Союза художников России, в 1988 году создал группу акварелистов с поэтическим названием «Радуга». Его подопечные многому у него научились. Его работы, особенно пейзажи, выполненные на высоком профессиональном уровне, поражают своей романтической одухотворенностью и элегическим настроением. В группу «Радуга» вошли педагоги ДХШ З.Г.Хакимова, Ю.К.Каштанов, Ольга и Елена Литвиненко, одна из учениц первых наборов Р.Ахтареева, Л.Стерехова и педагог ДХШ № 1 второй ступени С.Н.Герасимов. После смерти С.Г.Кочеткова именно Герасимов возглавил группу. Ежегодно «Радуга» устраивает различные выставки, и принять участие в этой команде может любой художник, получивший одобрение выставкома.
Педагоги ДХШ уже давно вышли на международную арену искусства. В 1988 году художники В.А.Курбатов, А.И.Шиканов, А.С.Гребнев и Н.Г.Вагапов приняли участие в Биеннале, проходившей в Пизанской академии искусств и стали ее почетными членами. В 2000 г. восемь педагогов ДХШ стали участниками выставки «Художники Урала в США». Жаль, конечно, что сами художники в этих странах не побывали, а только лишь их работы, но все равно приятно.
Что же касается учеников, то всевозможных наград, которые они завоевали на международных выставках, не говоря уже о конкурсах внутри страны, столько, что только на их перечисление понадобилась бы отдельная книга. Наиболее значимые из них выставлены на стендах в рекриациях школы. Историю ДХШ можно проследить и по фотографиям, которые делает директор В.А.Курбатов. Снимков наберется на несколько альбомов. Владимир Александрович фиксирует все, что связано с его любимым детищем. Это и ежегодные группы выпускников, фотографии с торжеств и юбилеев.
Безусловно, успехи учеников не оказались бы столь значительными без соответствующей работы подготовительной школы. Теперь это самостоятельное учебное заведение со своим штатом и отдельным помещением. В 1969 г. были созданы подготовительные группы на базе вечернего отделения. В 1992 г. школа отпочковалась и стала называться ДХШ № 2 первой ступени. Ее возглавила с нулевой отметки Надежда Васильевна Курбатова, художник-график, замечательный мастер монотипии. Ее камерные, поэтичные работы украшали многие выставки, включая зональные и всесоюзные.
К тому же Надежда Васильевна обладает недюжинными организаторскими способностями. Ею был создан крепкий и слаженный коллектив. В школе в основном преподают композицию, графику, керамику и историю искусств. Поначалу организовали только годичное обучение. Однако, время показало, что этого явно недостаточно. В школу берут детей с восьми лет и учат их три года. Дети постарше учатся, правда, только один год, чтобы вовремя закончить ДХШ № 1 второй степени. Как педагог Н.В.Курбатова уже давно применяет новую методику в композиции. Она отменила четвертинки листа и предлагает детям рисовать на половинке и даже на целом листе ватмана. На таком формате есть где развернуться. Дети в результате работают с огромным удовольствием, большими кистями, акварелью, гуашью. Их работы яркие, сочные, жизнерадостные. А у педагога нет плохих учеников, они у нее все одаренные.
Школа давно принимает участие в городских, республиканских и международных выставках. Ежегодно в Уфе, в Черниковке, в ДХШ № 1 проходит конкурс под названием «Котовасия» и всякий раз стерлитамакская художественная школа привозит кучу призовых мест. Дети со своими работами приняли участие в международных выставках в Польше под эгидой «Ребенок и собака», в Минске, Белгороде, Сочи…
В конце 90-х годов назрела необходимость создания школы третьей ступени, а проще говоря, открытия во втором по величине городе республики художественного училища. Директор ДХШ № 1 В.А.Курбатов буквально загорелся этой идеей. А уж, если он что-то надумал, значит, обязательно осуществит. Кстати, идея эта возникла не на пустом месте. Город рос и нуждался в профессиональных художниках-оформителях и дизайнерах. Художественное училище можно было открыть на базе ДХШ и сделать его филиалом Уфимского училища искусств. Кадры были замечательные, городская администрация шла навстречу, а вот Министерство культуры начинание не поддержало. Тогда Курбатов решил пойти ва-банк.
Весной 1988 года сразу после защиты дипломов, Владимир Александрович собрал работы с просмотра за первое полугодие 4 класса педагогов А.С.Гребнева, С.Н.Лебедянцева, своих учеников, и все трое педагогов, прихватив с собой учащихся и их родителей, отправились в Уфу. Там они устроили выставку в ДХШ № 1 им.А.Кузнецова, на которую пригласили чиновников из Министерства культуры, ведущего искусствоведа Ирину Оськину, профессора художественно-графического факультета академии искусств Эрнста Саитова, директора училища искусств, председателя Союза художников РБ Н.Калинушкина и других. Выставка поразила всех, доказав, что в Стерлитамаке есть художники, которые могут работать и в училище. Но как говорится, выше головы не прыгнешь, чиновники были неумолимы. Домой возвращались в подавленном настроении.
Однако Курбатов сдаваться не собирался. В школе открыли спецкурс — прообраз школы третьей ступени. А еще через какое-то время в городе появился Стерлитамакский филиал Ижевского колледжа искусств. Это произошло в 2000 г. Поначалу было трудно: не хватало кабинетов, почти не было компьютеров, но ни один студент не бросил колледж. Курбатов взял руководство колледжем на себя, пообещав, что у студентов будет все. И слово свое сдержал. Теперь ДХШ № 1 и колледж искусств расположились в трех корпусах бывшего детского сада. Классы, аудитории и кабинеты отделываются благородными материалами по европейским стандартам и по собственному дизайну.
Состоялось пять выпусков и что примечательно, все выпускники востребованы. Они работают в различных фирмах, занимаются частными заказами. Студенты изучают графический дизайн, дизайн среды малых форм, дизайн интерьера. Преподавание по графическому дизайну осуществляют В.А.Курбатов и А.В.Набойщиков. Кроме этого, учащиеся изучают такой предмет, как перспектива, ее ведет очень требовательная и отлично знающая предмет Татьяна Викторовна Шмелькова, печатную графику — Александр Ильич Шиканов и т.д.
Стерлитамакский колледж искусств зарекомендовал себя с самой наилучшей стороны. Обучение ведется на таком высоком уровне, что семь выпускников 2007 года поступили в Ижевский университет на факультет рекламы сразу на третий курс. А двое выпускников Евгения Шмидт и Николай Легчатов были приглашены работать в колледж педагогами. Связь времен не прерывается, а история стерлитамакской художественной школы продолжается.
Юлия БАРСУКОВА, искусствовед