Бабье лето… Старый район города Стерлитамака. Татьянинская церковь. Теплый субботний день. Две  «Газели» подкатили к собору. Из них, как стая воробьев выпорхнули ребятишки с папками, стульчиками (раскладными), кто-то даже с настоящим этюдником. Серьезные педагоги повели учащихся во двор церкви.

Пленэр! Как много радостного звучит в этом слове для сердца художника. Встретится с красотой окружающего мира, слиться с ней воедино, раствориться и запечатлеть ее.

Вот с таким настроем 15 сентября начался очередной  конкурс в Стерлитамакском зональном метод. объединении а чтобы лучше прочувствовать красоту Татьянинской церкви ее служители провели прекрасную экскурсию, показали внутреннее убранство, рассказали об истории собора, и даже предложили чай в трапезной, но юные художники «рвались в бой» и не стали терять время.

И вот 19 учащихся прибывших из городов и районов южного региона Башкортостана, приступили к «священнодействию». Как маленькие волшебники они  «колдовали» над своими «листочками»: что-то там терли, размазывали, скребли, «шептали какие-то заклинания». После трех часового упорного труда выдали, как шахтеры «выдают уголь на гора», по два этюда.

Педагоги тоже не спали. Крутились, вертелись возле своих подопечных, бегали как «куры-наседки» вокруг птенцов и направляли их, подсказывали, что было разрешено по условиям конкурса. Четверо педагогов из Стерлитамакской  ДХШ № 1 успели при этом еще написать по этюду, показать т.с.  мастер-класс.

В течение часа в школе подводили педагоги общим жюри результаты очного и заочного конкурса. Школьники в это время отдыхали и пили чай с пирогами, угощением организаторов конкурса.

Осенний праздник «Пленэра» завершился награждением призеров в трех возрастных категориях дипломами и художественными материалами.

Подведем итоги конкурса, так сказать «раздадим всем сестрам по серьгам». И так, пленэр — «Отображение в живописи красочного богатства натуры, проявляющегося под открытым небом, при активном влиянии воздушного пространства и света солнца. Изображение окружающей действительности с учетом воздействия на натуру световоздушной перспективы и естественного освещения» — сложнейшие задачи для учащихся. В общем, ребята справились с ними. При умелом руководстве педагогов выбрали удачные мотивы, грамотно закомпоновали с учетом формата на котором рисовали.

В большинстве работ  решена основная задача: была найдена взаимосвязь архитектуры или её фрагментов с окружающим воздушным пространством. Юным художникам удалось передать характер Татьянинской церкви, форму силуэта на фоне неба, земли, растительности, её масштаб, пропорции, важные стилевые особенности.

В зарисовках учащихся чувствуется знание линейно-конструктивного построения с учетом законов линейной перспективы. Выявили характерные особенности постройки средствами графики, с применением различных приемов и способов нанесения линий, пятен, штриховки и т.д.

Из недочетов можно отметить – в некоторых работах путаницу в светотональном разборе и ошибки в целостном восприятии натуры с учетом общего  тонового и цветового состояния.

В этом конкурсе хороший уровень показали ДХШ  г. Стерлитамака, Кумертау, ХО ДШИ п. Красноусольский, г. Ишимбая. Сожалеем, что в конкурсе приняли участие не все школы региона.

В младшей возрастной категории умением находить композиционно-выразительные решения отличились: Солощенко Анастасия – 1 место (пед. Шмидт Е.А.), Алехин Кирилл – 2 место (пед. Курбатова Н.В.), Парфенова Евангелина – 3 место (пед. Курбатова Н.В.) – учащиеся ДХШ №1 г. Стерлитамака.

В средней возрастной категории Попкова Ксения – 1 место (пед. Герасимова Г.А. , ХО ДШИ с. Красноусолький) написала цельный по колориту этюд. Небо по тону немного «пережато». Чуть светлее бы относительно крыши церкви и земли.

Красивый по цветовым нюансам этюд выполнила Япрынцева Ольга – 2 место (пед. Шмидт Е.А., ДХШ № 1 г. Стерлитамака). По тону крышу церкви надо было сделать светлее, и тогда она отодвинулась бы на второй план. Листва березы очень хорошо обобщена. Грамотная графическая зарисовка со знанием линейной и воздушной перспективы.

Отлично закомпонованный, выразительный рисунок у Ермиловой Юлии – 3 место (пед. Лебедянцев С.Н., ДХШ №1 г. Стерлитамак). Купола и крышу церкви по тону сделать бы светлее, а вот ель на переднем плане надо было выделить более активней.

Очень «мягкий»,  «легкий» рисунок у Сорокиной Юлии – 3 место (пед. Герасимова Г.А. ХО ДШИ с.Красноусольский).

В старшей возрастной категории отличилась Магзянова Айгуль – 1 место (пед. Закиров И.Г. ХО ДШИ г.Ишимбай).  Сочный по цвету, хорошо закомпонованный, акварельный этюд и, отличный по технике исполнения, графический рисунок, в котором грамотно по линейной перспективе построено здание собора и хорошо, с учетом воздушной перспективы, «уведены» на дальний план деревья и облака. Замечание лишь по композиции.  В целом весь собор передвинуть бы правее, не располагать его по центру листа, чтобы он не делил формат на две части.

Очень милый и сказочный этюд получился у Яшиной Светланы – 2 место (пед. Константинова И.А. ДХШ г. Кумертау). Хорошо и плотно написан домик на переднем плане и легкий, растворяющийся в воздушном пространстве, как мираж, собор на дальнем плане. Очень хороший эффект воздушной перспективы. Графическая зарисовка тоже подкупает камерностью и теплотой.

Хайрутдинова Регина – 3 место (пед. Литвиненко О.В. ДХШ № 1 г. Стерлитамак),  сочетая серую и черную пастель, добилась в зарисовке воздушной перспективы. В хорошо закомпонованном акварельном этюде остроконечную крышу церкви по тону надо было сделать светлее и тогда она «ушла бы» на второй план, за купола.

Жюри отметило масляный этюд на холсте Сергеевой Жанны – 3 место (пед. Герасимова Г.А. ХО ДШИ с. Красноусольский), за смелую попытку выйти на новый сложный материал. Закомпоновано неплохо. Масштаб надо было взять чуть меньше, чтобы уместить самый верхний маленький купол. По колориту небо получилось отдельным от церкви. В освещенный местах облаков можно было ввести легкие золотистые оттенки (с белилами), в унисон к цвету собора и куполов. Темные участки неба по тону надо было «взять» светлее, чтобы они не путались с крышей и землей. По фактуре письма небо не надо было писать так густо и пастозно. Либо надо было писать его в протирку и жидко, либо то, что было написано пастозно «счистить» мастихином.

По заочным работам в целом такая же «картина». Отличились в возрастной группе 8-11 лет: Солощенко Анастасия — 1 место (пед. Гайдаренко Ю.В.ДХШ №1 г. Стерлитамака); Носова Галина – 2 место (пед. Зайлялова А.М. ХО ДШИ г. Ишимбай); Салихова Софья – 3 место (пед. Закиров И.Г. ХО ДШИ г. Ишимбай).

В возрастной группе 12-14 лет: Зайнуллин Рифкат (пед. Гребнев А.С. ДХШ № 1 г. Стерлитамак); Зайнуллин Эмиль – 2 место (пед. Герасимова Г.А. ХО ДШИ с.Красноусольский); Сынбулатова Ляйсан – 3 место (пед. Константинова И.А. ДХШ г. Кумертау).

В возрастной группе 15-17 лет: Гулынин Роман – 1 место (пед. Хакимова З.Г. ДХШ №1 г. Стерлитамака); Савоськина Елена – 2 место (пед. Герасимова Г.А. ХО ДШИ с.Красноусольский); Валитова Земфира – 3 место (пед. Зайлялова А.М. ХО ДШИ г. Ишимбай).

Молодцы. Ждем педагогов и учащихся ДХШ и ХО ДШИ на наших следующих конкурсах.

Связанные изображения: